Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Практически каждый православный человек, проживающий в нашей стране считает своим духовным долгом посетить наиболее знаменательные православные святыни, расположенные в городах с длинной историей.

Московские, новгородские, ростовские и брянские храмы хранят огромное количество православных святынь, собирающих вокруг себя верующих и помогающих удовлетворить их духовные потребности.

Московские религиозные комплексы ежегодно посещают порядка 900 тысяч православных людей. Самым значимым из них является Храм Христа Спасителя. Здесь отмечаются Рождество, Пасха и многие другие православные праздники, сопровождающиеся Крестным ходом.

Естественно, количество значимых для верующих людей храмов и святынь не ограничивается одним только Храмом Христа Спасителя. В Москве очень много храмов хоть и не столь грандиозных в своей архитектуре, но с длинной историей и святынями, обладающих огромной духовной ценностью для русских людей.

В частности, значимым для россиян религиозным объектом выступает Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или, как его ещё называют, Скорбященская церковь на Большой Ордынке.

Своим запоминающимся названием храм обязан нахождению в его стенах иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая, по мнению ряда экспертов, обладает чудотворными свойствами, что подкрепляется предположением об исцелении родной сестры патриарха Московского Иоахима Евфимии Папиной после молитвы к этой иконе.

Примерно в это же время икона попала в церковь, тогда носившую название Преображенская церковь, затем ставшая Скорбященской церковью на Большой Ордынке после прославления иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».

Сам храм впервые упоминается в летописях от 1571 года. В то время на его месте находилась деревянная церковь. По утверждениям ряда историков, ее постройка напрямую связана с походом Василия III на Казань в 1521 — 1524 годах. Другие утверждают, что эта церковь была построена силами новгородских переселенцев — ордынцев. Точных исторических данных относительно данного вопроса нет.

Читайте также:  Измайловский Кремль

Исторически известен источник названия жителей данного района — ордынцами называли людей, живших на окраине города в направлении к выезду на тракт, ведущий в сторону поселений Золотой Орды, куда возили дань и откуда привозили пленников. Именно пленников расселяли в этом районе и стали называть их ордынцами.

В конце XVII века был построен каменных храм, названный Преображенским, в следствие приобретения иконой Божьей Матери чудотворного образа, внутри храма был установлен престол в её честь с последующим изменением названия самого храма.

В конце XVIII века благодаря вложениям московского купца Афанасия Долгова к храму была пристроена трапезная, а также трёхъярусная колокольня, являвшиеся в тот момент новшеством церковного зодчества. Данные постройки были спроектированы в стиле классицизма, на то время популярного не только в России, но и в странах западной Европы.

Официально освящение придела церкви было осуществлено 24 октября 1790 года митрополитом Московским и Коломенским Платоном.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Именно его работы занимали самое видное место на стенах храма наряду со многими другими авторами как русскими, так и западными.

С тех пор берёт начало достоверно известная история святыни. В 1812 году церковь сильно пострадала от наполеоновского вторжения с последующим сожжением Москвы. После завершения оккупации города французскими войсками город постепенно начали восстанавливать. К Преображенской церкви подошли спустя 10 лет после завершения войны и в 1823 году построили на её месте ротонду с удлинённым куполом. С тех пор каких — либо значимых событий в истории храма не было.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь — ротонда была заново освящена свт. Филаретом после полного преобразования, связанного с перестройкой города. В честь этого события на своде храма отпечатана памятная дата нового освящения. Новая деталь, диковинная для церквей Москвы в XIX веке являлись подсвечники в форме паникадила, расположенные довольно высоко и для доступа к ним была необходимость забираться по лестнице.

В 1917 году в России грянула Великая Октябрьская революция и Гражданская война, результатом которых служит постепенное уменьшение роли религиозных объектов в духовной жизни населения и уничтожение священнослужителей, занимавшихся духовной деятельностью вопреки новым законам.

Скорбященская церковь не стала исключением и подверглась государственной кампании по изъятию ценностей у РПЦ в 1922 году. Всего было изъято порядка 65 килограмм золота и серебра с последующим закрытием в 1933 году. Удивительно, что после закрытия храм не был приспособлен под зернохранилище, архив, канцелярию или какой — либо иной государственных объект, как это было принято в тех годы, а сохранил былое убранство и интерьер. Купол храма был снят и переплавлен.

Работа учреждения восстановлена в 1948 году при настоятеле протоиерее Киприане, служившем здесь вплоть до своей смерти в 1987 году. В первой половине 50 — х годов регент Николай Матвеев создал собственный церковный хор, получивший признание на общегородском уровне и составивший костяк Московского Синодального хора, что является высшей степенью признания на общероссийском уровне.

В 1961 году жильцы элитного дома, в котором жил небезызвестный Осаф Литовский. В ходе своей работы ему постоянно мешал колокольный звон, исходящий от церкви и потребовал что-то предпринять, чтобы эти звуки не мешали ему «трудиться». В силу своего авторитетного статуса он смог добиться перемещения главного колокола внутрь храма.

Также в 1966 году в этом храме отпевали Анну Ахматову, которая очень любила при жизни посещать именно этот храм. Во времена, когда было трудно совладать со всеми жизненными проблемами она приходила в прилегающий к храму садик и просто наблюдала за окружающей средой или встречалась там с людьми, с которыми ей стоило разговаривать.Также он питала любовь к иконе Божьей Матери Всех Скорбящих Радость и постоянно носила с собой маленькую её копию, а перед сном располагала у своего изголовья вплоть до смерти.

Уже в XXI веке была проведена полная реставрация фасада и внутреннего убранства храма и открыты просветительский центр с центром духовного воспитания молодёжи.

К числу наиболее значимых для православного мира святынь можно отнести чудотворную икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икону преподобного Варлаама Хутынского чтимые иконы мч. Лонгина сотника, прп. Алексия, человека Божия; апостола Андрея Первозванного.

Архитектура храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Поскольку храм в современном виде был построен в первой половине 19 века, то говорить о его первоначальном исполнении довольно сложно, поскольку достоверных свидетельств о внешнем виде помещений нет. Некоторые историки приводят доводы опираясь на летописные сводки 16 века и утверждают, что его внешний вид не сильно отличался от стандартных зодческих проектов тех лет, то есть высокие прямые стены из клеенного бруса с треугольной крышей, на самой высокой башне располагался купол.

Этот стиль сразу бросается в глаза своим крайне необычным видом с точки зрения русского церковного зодчества. Само помещение исполнено в византийском стиле, не лишённом яркости и лоска. Изначально прихожанам был непонятна причина выбора именно такого стиля, но спустя время подобная визуальная составляющая стала визитной карточкой церкви.

Современное здание имеет более точное и глубокое описание, поскольку после наполеоновской войны все проекты по восстановлению Москвы были архивированы и сохранены для дальнейшей возможности реновации и реконструкции.

Нынешнее здание исполнено в виде цилиндрической постройки с ионическими портиками, иными словами высокое помещение, опирающееся на колоны с возвышающимся над ним куполом. Внешние стены украшены расписной лепниной и позолоченными медальонами.

Основанием для купола служит «барабан», создающий пространство между колонами и куполом и снижающий нагрузку на колоны.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Иконостас помещения выполнен в стиле ампир и практически не был изменён по сравнению с существовавшим до становления советской власти в стране. Пол, как и алтарь быль созданы по рисункам и чертежам Осипа Бове, занимавшегося созданием нового здания после реконструкции сожжённого города. Впрочем, это один из многих его проектов, реализованных в то время, поскольку сам Осип с братом Михаилом Бове были одними из ведущих архитекторов нового города в соответствии с требованиями того времени. Их ярко выраженная симпатия к ампиру и прочим западноевропейским стилям архитектуры изначально не была понята жителями Москвы, но теперь их детища радуют глаз своим лаконичным внешним видом, вписывающимся даже в современные улицы.

Вообще, к архитекторам неоднозначно предъявляли обвинения в излишнем употреблении стилистических моделей ампира. Многие прихожане были в некотором замешательстве, когда наблюдали крайне несвойственный обычной православной церкви стиль. Внешние характеристики отличались излишней яркостью, что тогда еще было необычно.

Много вопросов и возникало относительно внутреннего наполнения храма. Бове решил создать гибрид западной и восточноевропейской культур и создать здание, собирающее в себе все самые яркие и красивые черты христианской святыни.

Стены храма были украшены картинами и панно, исполненными в западноевропейском стиле, своды и купол здания исполнены в византийском стиле, что исторически приближает Скорбященский храм к истокам Русской Православной Церкви.

Наиболее яркой из них является работа Яна Мостарта «Се человек», располагавшаяся на промежутке между трапезной и ротондой. В своё время она собирала практически всех прихожан около себя, что замечали служители церкви и отмечали её притягательность своей композицией и изображением в полный человеческий рост.

Изначально осуждение архитектора относительно композиции здания церкви и внутреннего наполнения исходили не только от прихожан, но и от высших чинов Русской Православной Церкви, но затем такой вид был спокойно принят.

Пол выполнен из чугуна, колокольня трёхъярусная, как и была до сожжения Москвы, нисходящая с каждым высшим уровнем.

Территорию церкви огораживает чугунный забор, построенный в XIX веке, а напротив неё располагается притча и богадельня.

В годы функционирования до революции в притче проживали священнослужители и духовенство, осуществлявшие свою деятельность в данной церкви. Богадельня была предназначена для помощи бедствующим и бродягам — здесь давали временный кров тем, кто в этом нуждается и пища. Обычно такие заведения размещались именно около церквей и храмов, так как учреждения духовного назначения обычно посещали довольно часто, а бедняки в свою очередь могли получить необходимую им помощь.

Таким образом данный храм стал одним из самых посещаемых мест духовного назначения в Замоскворечье, поскольку представлял собой интересную композицию с элементами традиционного русского православного зодчества, западноевропейскими направлениями и традиционным византийским стилем строительства помещений. Таким образом Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость предстал перед прихожанами гибридом всех направлений христианского строительства и духовности.

Икона Всех Скорбящих Радость ежедневно собирает вокруг себя прихожан, поскольку, согласно поверьям, обладает чудотворными свойствами. Многие люди хотят прочитать ей молитву за выздоровление близких, поиск выхода из трудной жизненной ситуации и приобретение жизненных сил. Для глубоко религиозных людей эта икона значит многое, как и то место, в которой она находится. История этого места достаточно длинная и крайне значимая для всех добропорядочных христиан.

Храм находится по адресу:  г. Москва, ул. Б. Ордынка, 20.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *