Музей изобразительных искусств имени Пушкина
Когда будете гулять в Москве по Волхонке и увидите большую очередь, то можете быть уверенными – это в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась новая выставка. Этот легендарный музей еще до революции стал своеобразной визитной карточкой не только Москвы, но и всей страны, а его судьба неразрывно связана с непростой, противоречивой историей России.
Предыстория создания Пушкинского музея
Будущая основа музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина была заложена в Московском университете, который был основан благодаря усилиям Михайло Ломоносова в 1755 году. Начиная с трех факультетов: философского, медицинского и юридического, попечители и преподаватели университете расширяли сферу своих интересов. Из экспедиций привозились разнообразные античные вещи, меценаты дарили часть коллекций. В 1831 году впервые прозвучала идея открытия в Университете Музея изящных искусств, но предложение не было воплощено в жизнь. Позже об открытии музея ещё не раз говорили, но не нашлось финансов. Позже был организован «Кабинет изящных искусств и древностей».
Надо отметить, что интерес к искусству в Российской империи постоянно рос. На рубеже XIX – XX веков создавалось много частных художественных галерей. Чаще всего они ограничивались вкусами коллекционеров, размещались в помещениях, не предназначенных для этого, а посмотреть их мог только ограниченный круг лиц.
Основоположником будущего музея стал И. В. Цветаев (отец поэтессы Марины Цветаевой). Знаменитый историк, археолог и искусствовед на Первом съезде русских художников и любителей художеств в 1894 году, предложил организовать учебный музей. Для примера он привел «Кабинет изящных искусств и древностей» функционировавшем при Московском университете, которым руководил.
Новый музей должен был наглядно показать, как развивалось искусство от древних времен до эпохи Возрождения. Через два года были опубликованы условия предстоящего конкурса на составление проекта Музея изящных искусств имени императора Александра III.
Архитекторы учли все последние веяния и требования музейного дела и строительных технологий. Руководство было возложено на молодого, но уже известного московского архитектора Романа Клейна, за строительством и отчетностью следил Иван Рерберг.
12 марта 1898 года Цветаев представил макеты будущего музея Николаю II. Император одобрил проект и, по ходатайству великого князя Сергея Александровича выделил на строительство 200 тысяч рублей. Узнав об этом появились другие меценаты. Например, Римский зал строился на средства князей Юсуповых, копию Пергамского алтаря оплатил известный архитектор Федор Шехтель. Купчиха Варвара Алексеева выделила около 150 тысяч, но при этом поставила условие – музей должен быть назван в честь Александра III. Всего же на строительство было потрачено 2,6 миллиона рублей, из которых 2 миллиона выделил русский фабрикат, дипломат, владелец стекольных заводов Ю. С. Нечаев-Мальцев. Кроме этого Юрий Степанович приобрел для музея оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта, копии всемирно известных произведений древности.
Первый камень в фундамент был заложен 17 (29) августа 1898 года. На месте будущего строительства собрались члены императорской фамилии, попечители и профессора Московского университета, почётные гости и другая важная публика. Строительство было трудным, даже случился, пожар, после чего некоторые меценаты отказались от дальнейшего субсидирования, но в этот критический момент огромную помощь оказал Нечаев-Мальцев. После событий 1905 года встал вопрос о консервации стройки, но благодаря усилиям Цветаева работы продолжились.
Зданию решили придать вид античного храма. Оно должно стоять на высоком подиуме, фасад украшать ионическая колоннада. Через стеклянную кровлю должны были освещаться залы второго этажа, электрического освещения в те годы не планировали. Архитекторы и художники были уверены, смотреть на скульптуры лучше всего при дневном освещении. Крышу проектировал знаменитый русский архитектор Шухов.
Главным подрядчиком был купец и строитель Иван Губонин, построивший новое здание Московского университета на Моховой, Исторический музей, и в Кремле памятник Александру II.
31 мая (13 июня) 1912 года Музей изящных искусств имени Александра III открыл свои двери. Это долгожданное мероприятие почтил своим присутствием Николай II с вдовствующей императрицей Марией Федоровной.
Дореволюционная деятельность Музея изящных искусств
Директор музея Цветков еще на стадии строительства занимался наполнением экспонатами. Он вел обширную переписку со многими мировыми музеями, заказывал копии и покупал подлинники античных скульптур. Ему помогали многие русские художники. Меценаты тоже не оставались в стороне.
С первых дней музей приобрел большую популярность у московской публики. В будние дни экспонатами любовалось до 800 человек в день, а по воскресеньям и праздникам бывало до 2 500 посетителей. Сюда приходили преподаватели и учащиеся гимназий, Высших женских курсов, студенты Московского археологического института, Народного университета им. А.Л. Шанявского. Художники были частыми гостями. В залах проходили занятия со студентами, экскурсии.
Есть легенда, что самым первым посетителем музея был истопник Алексей, работавший у Цветаева. Музей тогда еще был закрыт, но директор не смог устоять его просьбе. К тому же, в начале XX века вход в такие учреждения культуры простолюдинам был запрещен.
Цветаев отлично понимал, без глубокого изучения античного искусства трудно понять европейское, поэтому планировались экспозиции, посвященные греческой культуре, приобретались оригиналы и копии античных скульптур, коллекции предметов из Египта, более 6 тысяч различных предметов. Были открыты выставки: Египетский зал имени Ю.С. Нечаева-Мальцева, зал Олимпии и Эллинизма им. императрицы Марии Федоровны, Римский зал им. Князя Н.Б. Юсупова, зал Эллинизма им. императрицы Александры Федоровны.
Первыми подлинниками в собрании музея стало несколько коллекций. Например, итальянскую живопись и предметы искусства XIII – XV вв. передал дипломат Михаил Щекин. Великая княгиня Елизавета Федоровна и Дмитрий Хомяков подарили скульптуры итальянских мастеров XVI –XVII вв. Список можно продолжать долго.
Перспективы у нового музея открывались самые блестящие, но грянул 1917 год, когда страну потрясли сразу две революции и всем стало не до нового светоча культуры.
Советская власть и хранилище изящных древностей
Первая выставка открылась в 1920 году, в стране еще шла гражданская война, а новые устроители экспозиции уже мечтали о будущем. Общественность могла посмотреть проекты будущему памятнику «Освобожденному труду». На открытие приехал Ленин, это дало своеобразный мандат на охрану и утвердило неофициальный статус музея на многие десятилетия, как одного из важных центров культурной жизни столицы.
В 1924 году музей вышел на новый уровень, о котором даже не мечтали основатели. Он был выведен из подчинения Московского университета, и переименован в Государственный музей изящных искусств. Его коллекции обогатились картинами за счёт национализированных частных коллекций, музеев Ленинграда и Кремля, расформированного Румянцевского музея. При расформировании Музея-института классического Востока древневосточные коллекции пополнились клинописными табличками и другими памятниками древневосточной культуры.
Кроме этого экспонаты поступали из музея иконописи и живописи Остроухова, из Исторического музея и даже сотрудники Третьяковской галереи и Эрмитажа вынуждены были передать часть своих коллекций. Сейчас в фондах Музея изящных искусств хранится богатейшая картинная галерея западных художников, этого не было в планах создателей, но новая власть хотела сделать музей, где хранилось бы все проявления культурного наследия мира.
Таким образом музей стал главным в стране. По плану Правительства его стены должны были стать местом, где хранилось и собиралось все культурное мировое наследие.
В 1932 году музей вновь переименовали, он стал Государственным музеем изобразительных искусств. В 1937 году, в честь столетнего юбилея со дня рождения Пушкина, ему было присвоено имя русского поэта.
Во время Великой Отечественной войны картины из фондов и экспозиций были эвакуированы в Новосибирск и Соликамск. Само здание пострадало от авианалетов. Но уже в 1944 году, не дожидаясь окончательной победы, приступили к его ремонту.
Первая послевоенная выставка была открыта в начале октября 1946 года. Возобновились научные работы, археологи снова поехали в Крым и Тамань. Продолжилось комплектование и изучение фондов. Например, после закрытия Государственного музея нового западного искусства в фондах появились картины Ренуара, Ван Гога, Дега, Матисса, Пикассо и Моне. Они стали визитной карточкой. Некоторое время здесь реставрировались, а потом хранились картины из Дрезденской галереи.
Пушкинский музей на рубеже веков
В 90-е годы Пушкинский музей изобразительных искусств переживал не лучшие времена. Поэтому открытие выставки «От Мане до Пикассо» в 1993 году стало настоящим праздником для ценителей картин, выставок такого уровня давно не было. Надо было выстоять многочасовую очередь, чтобы полюбоваться картинами мастеров.
В начале XXI века остро встал вопрос, что не хватает помещений. Был объявлен конкурс на реконструкцию главного здания и строительство новых корпусов. Но по некоторым причинам работы откладывались, пока в 2013 году новый конкурс не выиграл российский архитектор Юрий Григорян. Размах проекта впечатляет, весь квартал от станции Метро <<Кропоткинская>> до Боровицкой площади перестаивается в единое культурное пространство – Музейный городок. Здесь будут 9 новых музеев, выставочный зал, фондохранилища, общественные зоны и многое другое. Планируется, что в 2025 году Музейный городок откроется для публики.
Сокровища Пушкинского музея изобразительных искусств
За вековую историю в фондах музея было собрано огромное количество бесценных экспонатов. У научных сотрудников нет возможности показать все коллекции, многое скрыто десятилетиями от глаз посетителей. Но даже то, что представлено на выставках впечатляет и никого не оставляет равнодушным.
Сейчас работает четыре экспозиции:
- Скульптурно-архитектурная выставка слепков, которые начали собирать еще до революции. Представлены скульптуры Передней Азии, Античных времен, Средних веков и другие памятники прошлого;
- Искусство и культура древних цивилизаций. Здесь можно посмотреть артефакты, собранные во время археологических экспедиций;
- Картинная галерея, где представлены работы европейских художников, творивших в VIII – XX вв. Кроме этого выставлены иконы из Византии, древние мозаичные картины. Современность отражена работами западноевропейских и американских скульпторов и художников;
- Выставка «Отдел личных коллекций» привлекает внимание тем, что выставлены не только предметы, которые собирали коллекционеры, но через них можно лучше узнать владельцев.
В стенах ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится более 670 тысяч произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства, памятников археологии, большая нумизматическая коллекция и художественных фотографий. Список можно перечислять долго. Работают научно-реставрационные мастерские и научная библиотека. Недаром специалисты утверждают, что Пушкинский музей изобразительных искусств стоит в одном ряду со знаменитыми Лувром и Метрополитен-музеем.
Сейчас, глядя на то, как воплотилась в жизнь мечта Ивана Владимировича Цветаева, хочется вспомнить его слова, которые он сказал незадолго до смерти: «Я сделал все, что мог…», и добавить от себя – и даже больше. Последователи смогли приумножить его начинание.
Официальная информация:
Сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art
Как доехать до музея и его филиалов:
Главное здание. От станции метрополитена Кропоткинская до улицы Волхонка, д.12, это главное здание музея. На улице есть указатели.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков. Волхонка, д. 14;
Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева. Ул. Чаянова, д. 15;
Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон». Колымажный переулок, д. 6/2,3;
Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58 (16 этаж);
Усадьба Лопухиных. Малый Знаменский переулок 3/5, стр. 4;
Мастерская Э. Штейнберга. Г. Таруса, Калужская обл., ул. Паустовского, д. 15.
Вход в музеи прекращается за час до закрытия. У большинства музеев выходной – понедельник. Режим работы и цены на билеты необходимо уточнять на сайтах или по телефону: +7(495) 697-95-78.
Заказ экскурсии: +7 (495) 697-74-12.
Желаем вам хороших экскурсий!