Новоспасский монастырь
Неподалёку от станции метро «Пролетарская», чуть в сторону от жилых построек расположен знаменитый Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. Монастырь имеет форму вытянутого прямоугольника площадью 1,5 га. Адрес общины: Москва, Крестьянская площадь, дом 10, строение 12
Почему монастырь называется ставропигиальным?
Новоспасский монастырь относится к ставропигиальным, так называются монастыри, независимые от власти местного архиерея и находящиеся в прямой подчиненности Патриарху. Издревле в главном храме обители, получившей статус ставропигиальности, православный крест устанавливается собственноручно Патриархом. Ставропигальность (крестоутвержденность) – высочайший статус, избранность среди православных монастырей. Правление ставропигиальным монастырем находится в руках наместника, имеющего чин архимандрита. В Москве сегодня всего 7 (семь) ставропигиальных мужских обителей.
Много страниц прошлого связано с Новоспасским монастырем. Каждый, кто посещает обитель, неизменно ощущает свою причастность к родной истории и культуре.
О его основании есть немало преданий. Согласно одному из них, он был основан ещё при князе Юрии Долгоруком. Однако в летописях первые упоминания о монастыре датируются XIII веком, а его основание связывается с именем московского князя Даниила. И находилась обитель вначале на том месте, где сейчас расположен Данилов монастырь.
Затем местом расположения стал Боровицкий холм в Кремле. Небезынтересно, что оставшийся в Кремле Спасо-Преображенский собор первоначально принадлежал как раз монастырю. В 1490 году, при великом князе Иване III, монастырь был переведён на то место, где он расположен и поныне – на Крутицкий холм.
Царское богомолье и место заточения
Немалую роль сыграл монастырь в отражении нападений войск хана Казы-Гирея. После запустения во время Смутного времени монастырь был восстановлен по инициативе первых царей из династии Романовых. При Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче над захоронениями бояр Романовых, предков царского рода, был построен новый Спасо-Преображенский собор.
Уделял внимание монастырю и Пётр I: по его приказу специально для обители был отлит колокол, весивший 1100 пудов. Однако в 1812 году, во время войны он был разбит. Впоследствии из осколков был отлит новый колокол.
В XVII веке монастырь стал царским богомольем. Однако печальной страницей истории стало то, что он превратился для многих в место заточения. За еретические взгляды сюда был заключён архимандрит Дионисий, который был настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. Сюда же были сосланы восставшие стрельцы.
Как отголосок этого можно воспринять тот факт, что, когда в 1918 году монастырь был закрыт, на его территории размещался филиал Таганской тюрьмы. Только в 1991 году в храмах вновь начались богослужения. Продолжается реставрация ряда архитектурных памятников.
Летопись на камнях эпох
Главным храмом монастыря является Спасо-Преображенский собор, построенный в 1645-1647 гг. В 1639 году над росписью храма работал Ф.Зубов, служивший изографом в Московском Кремле. Эти росписи являются одним из самых значительных памятников русской живописи XVII века. Интересен и тот факт, что храм удивительно похож на Успенский собор в Кремле. Это отнюдь не случайно: именно такой (четырёхстолпный) тип храма патриарх Никон считал наиболее точно соответствующим идеям православия.
В подклете собора расположен другой храм – Романа Сладкопевца. Он построен относительно недавно – в 1902 году. Однако немного найдётся мест, таящих в себе такие тайны, как храм Романа Сладкопевца. Дело в том, что здесь расположена усыпальница бояр Романовых. Полумрак подземного храма скрывает имена тех, кто в прошлые века вершили судьбы родной земли.
Церковь Преподобного Сергия Радонежского расположена на втором ярусе колокольни XVIII века. Двухэтажная церковь Знамения Пресвятой Богородицы является местом расположения другой исторической усыпальницы – князей Черкасских и графов Шереметьевых. Захоронения находятся на нижнем этаже, верхний же этаж предназначался для богослужений. Примечателен иконостас, выполненный в итальянском стиле.
Ещё одна церковь – в честь Покрова Пресвятой Богородицы – построена во 2-й половине XVII века. Монастырское кладбище не сохранилось. Однако есть захоронение, которое привлекает особое внимание – это могила инокини Досифеи, легендарной принцессы Августы, дочери Елизаветы Петровны. 25 лет монахиня Досифея провело в Иоанно-Предтеченской обители, а в Новоспасском монастыре была похоронена согласно завещанию.
Святыни:
Иконостас XVIII в. с иконами XVII в., остатки чтимого образа Спасителя, чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» – список с чудотворного образа со Святой Горы Афон, Смоленская икона Божией Матери — вклад матери царя Михаила Феодоровича инокини Марфы, частицы мощей прп. Серафима Саровского, ап. и еванг. Марка, свт. Иоанна Златоуста, прмц. Елисаветы Феодоровны и др. угодников Божиих, частицы мощей двух египетских святых первых веков христианства — Паисия Великого и Порфирия Лампаксийского.
Трудно предположить, сколько ещё загадок истории скрывает в себе древняя московская обитель. Но знакомство с историческими памятниками, проникновение красотой иконописи и архитектуры оставляет неизгладимый след в душе. И ещё многие поколения будут стремиться посетить места, где всё навевает размышления о прошлом, настоящем и будущем России и каждого из нас.
Наталья Наумова (Дель Ветти)