Как распознать буллинг в школе и что делать?
Ребенок, ставший жертвой травли в школе, ощущает себя одиноким и беспомощным. Опасается, что сложившаяся ситуация останется такой навсегда, боится, а иногда и чувствует вину за происходящее. Буллинг – это травля, которая характеризуется попытками одного человека причинить физическую или психологическую боль другому.
Буллинг отличается определенной регулярностью в своем проявлении, одобрением или полным игнорированием со стороны остальных детей, а также беспомощностью объекта травли.
Среди видов буллинга психологи выделяют:
• Физический. Агрессор причиняет боль жертве, толкая или избивая ее, отнимает и портит ее вещи.
• Социальный. С объектом травли прекращают любое общение, распускают слухи и сплетни о нем.
• Вербальный. Обидчик придумывает неприятные прозвища своей жертве, обзывает плохими словами, высмеивает внешний вид, походку, манеру разговаривать и любые ее действия.
• Кибертравля. Издевательства над учеником в социальных сетях. Также сюда относится показ фотографий и видеоматериалов, на которых ребенок не в самом лучшем виде.
Основной причиной буллинга в школе является то, что дети стремятся стать известными в школе, повысить свой авторитет среди своих одноклассников или других учеников. И, к сожалению, буллинг действует в достижении зачинщиком своей цели. Нередко инициатор травли над более слабыми детьми становится популярным учеником в школе, с которым многие хотят дружить. И, чтобы войти к нему в доверие, начинают подражать в поведении, активно унижая жертву.
Понять, что ученик является объектом буллинга, помогут следующие признаки:
• Плохая успеваемость
• Подавленное настроение
• Мысли суицидального характера
• Агрессивное поведение к окружающим, а также к себе
• Плохое самочувствие, которое проявляется в головной боли, повышении температуры тела, тошноте.
Если ребенок стал объектом травли в школе, нужно срочно вмешаться. Здесь важную роль играет быстрая реакция руководства школы. При этом ни в коем случае нельзя давать волю эмоциям, агрессии и каким-либо манипуляциям по отношению к жертве и агрессору. Перед тем, как говорить с детьми, нужно получить максимум информации от учителей и остальных работников школы.
После разговора, когда буллинг прекратился, нельзя терять бдительность. Необходимо на постоянной основе мониторить взаимоотношения между учениками и напоминать о правилах коммуникации и взаимодействия. Для профилактики буллинга учителям нужно стараться создать такую атмосферу, чтобы в классах не было разделения детей на группы, при котором одни более популярные и «крутые», а другие – изгои. Каждый ученик должен получать достаточное количество внимания и похвалы за собственные достижения.