Свиблово в годы Великой Отечественной войны
Прогремел страшный 1941 год. В ночь с 21 на 22 июля 1941 года немецко-фашистская авиация предприняла первый массированный налет на Москву. В нем участвовало до 250 самолетов- бомбардировщиков Ю-88, Хе-111 и Д-215, стартовавших с аэродромов Бреста, Барановичей, Минска и Бобруйска. Самолеты четырьмя последовательными эшелонами с северо-западного, западного и юго-западного направлений вторглись в воздушное пространство Московской зоны противовоздушной обороны.
В районе реки Яузы, около железнодорожного моста Бескудниковской железнодорожной ветки (сейчас – пешеходный мост через Яузу, который располагается около стадиона «Свиблово») располагалась 21-я батарея 176 зенитно-артиллерийского полка. Были оборудованы огневые позиции, устроены землянки, остатки которых можно увидеть и сейчас, прогуливаясь вдоль Яузы. На помощь военным приходили жители ближайших поселков.
В 22.05 была объявлена воздушная тревога. Налет продолжался до 3 часа 25 минут 22 июля, то есть около пяти часов.
В этом бою средствами противовоздушной обороны столицы было уничтожено 22 самолета противника: 12 — истребительной авиацией и 10 — зенитной артиллерией. Тот бой принес успех 176 зенитному артиллерийскому полку. Он показал высокую боеготовность и выучку.
Осенью и зимой 1941 года в Свиблово сосредотачивались советские войска. В здании главного корпуса Института Пути разместился госпиталь, в который привозили раненных. В остальных зданиях и домах разместились 85-й железнодорожный восстановительный батальон, 5-й учебный стрелковый полк, кавалерийские части генерала Доватора и другие.
С началом Великой Отечественной войны предприятия и исследовательские институты всей страны перестроили свою деятельность применительно к нуждам военного времени. В целях мобилизации научных сил все научно-исследовательские центры в области железнодорожного транспорта и транспортного строительства были объединены во Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ЦНИИ НКПС). Главной задачей было техническое прикрытие путей сообщения, соединяющих фронтовую зону с районами оборонных ресурсов, включая соответствующую нормативную базу и создание новых конструктивно-технологических решений, повышающих провозную и пропускную способность транспортных перевозок.
Ближе к зиме в Москве становилось сложнее с продуктами.
Весной жители городка при институте, у которых были силы, взяли участки земли и завели огороды. Вскопали все клумбы, спортплощадки, лужайки в лесу и всё, что можно было использовать.
В войну школьники работали летом в колхозах на полях, в основном на прополке, трудились и на поле подсобного хозяйства зенитчиков, на правом берегу Яузы. Старожилы говорят о масштабном строительстве укреплений, которые должны были пройти от нынешней станции метро «Ботанический сад» в сторону «Бабушкинской». Благодаря схеме инженерных сооружений Московского укрепленного района, которая датирована 1942 годом, мы можем наглядно представить, что происходило во время войны на территории современного района Свиблово.
Время идет, но героическая история страны не должна забываться. Изучая архивные документы и материалы, общаясь с ветеранами в рамках проекта «Мой район в годы войны», ученики Школы «Свиблово» узнали много нового для себя о знакомых с детства улицах, домах, жизни и труде москвичей в годы Великой Отечественной войны.